Инновационных способов введения текста сегодня достаточно — от пишущих принадлежностей до голосовых команд. Однако до сих пор многие творческие личности, чаще всего писатели, предпочитают «бездушному» экрану компьютера печатную машинку.
Первым писателем, использовавшим пишущую машинку, был всемирно известный Марк Твен, автор романов о Томе Сойере и Геке Финне. Сам Твен утверждал, что именно приключения двух друзей стали первым набранными на печатной машинке литературным произведением. И всё же, ещё раньше из-под его пера вышла книга «Жизнь на Миссисипи». Автор тяготел ко всему новому, особенно в области технического прогресса. Воспользоваться изобретением его побудило чистое любопытство.
Для кого-то создание печатной машинки было спасением, а не простым интересом. Так, для Фридриха Ницше приобретение стало необходимостью — зрение философа ухудшалось с каждым годом. Однако его инструмент сильно отличался от современного представления о печатных машинках.
В конце XIX века, когда изобретение стало известно широким массам, многие авторы вводили его в свой сюжетный мир. Например, персонаж «Затерянного мира» Артура Конан Дойла, репортёр Эдвард Мелоун, набирал статьи и заметки на печатной машинке. Однако автор предпочитал не называть конкретной марки, зато рекламой не побрезговали в экранизации приключенческого романа 1925 года — герой пользуется маркой Corona 3.
Не только профессиональные писатели взаимодействовали с новыми технологиями. Владельцами пишущих машинок были и журналисты, сценаристы, путешественники и многие другие. Орсон Уэллс, режиссёр, актёр и сценарист, любил пользоваться ими прямо на съёмочной площадке.
Занимательная особенность отличала автора «Голого завтрака», Уильяма Берроуза, важнейшего представителя бит-поколения,— он пользовался машинкой, названной его фамилией.
Во времена появления компьютера и активного его внедрения в жизнь многих авторов, некоторые оставались верны ещё не ушедшим за горизонт технологиям. Хантер С. Томпсон, известный по роману «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», будучи ещё начинающим журналистом пользовался моделью IBM Selectric. Она же будет обнаружена возле покончившего с жизнью писателя. По словам автора, работа на компьютере лишает его ощущения завершённости, ведь в любой момент он может исправить ошибки, переписать, поменять местами абзацы. Позволить себе такого, печатая на машинке, не сможет ни один творец.
Один из самых ярких представителей зарубежной литературы XX века, Эрнест Хемингуэй, тоже пользовался печатной машинкой. Нередко именно он ассоциируется у читателя со звуком клавиш, который автор сравнивал со стрельбой из пулемёта.
Разумеется, технологиями пользовались не только за рубежом. Российские авторы тоже любили печатные машинки. Всякий, кто знаком с произведениями Сергея Довлатова, может живо представить его за работой. Более того, название машинки Underwood напрямую ассоциируется с именем автора и его «Соло на ундервуде».
Каждый творческий человек использует уникальные методы для создания и воспроизведения. Один исписывает стены, другому всегда мало стикеров, а третий беспрестанно носит с собой диктофон или блокнот. Современного писателя сложно представить без ноутбука, забитого гигабайтами текстов. Тем не менее и сейчас остались ценители уже ставшего винтажным способа набора — печатной машинки, позволяющей особым образом окунуться в мир литературы.